ГЛАВНАЯ

 

Шмаков Михаил Викторович (р.1949). Трудился на оборонных предприятиях, где занимался разработкой и внедрением ракетной техники. В 1986 году возглавил профсоюз работников оборонной промышленности Москвы. В 1990-м был избран председателем Московского городского совета профсоюзов, преобразованного позже в Независимую московскую федерацию профсоюзов. С 1993 года является председателем Федерации независимых профсоюзов. Окончил МВТУ им. Баумана.

Шмаков Михаил Иванович Окончил МВТУ в 1929  г. инженерно-строительный факультет, по специальности "гидротехника".

Шманенков И.В. Окончил МВТУ в 1929 г. электротехнический факультет, инженер-технолог. 

Шмелев Алексей Иванович  Окончил МВТУ в 1929 г. химический факультет, по специальности: "технология металлов". 

Шмидт Анатолий Николаевич Окончил ИМТУ в 1897 г. инженер-механик.  Преподаватель ремесленного училища в Твери. 

Шмидт Роберт Анцевич  Окончил МВТУ в 1929 г. инженер-механик по специальности "технология металлов".

Шмит Николай Николаевич  Окончил ИМТУ в 1904 г.  инженер-механик.  

Шмыткин Дмитрий Степанович  Окончил ИМТУ в 1904 г.  инженер-механик.  

Шнауберт Борис Николаевич  (1852-?). Архитектор. Владелец технической конторы в Москве. По его проектам были построены: дом в Всехсвятском проезде, известном как дом Перцова (№ 1). Фасады здания украшают великолепные майоликовые панно с сюжетами из русских сказок, а один из балконов поддерживают витые сказочные змеи. Дом (№10) на Садовой-Триумфальной улице (№10) (1897). Южный придел Владимирской церкви в Мытищах (1898). Здание  кондитерской фабрики принадлежащей компании "Абрикосов и сыновья" (1902) ныне в ней находится концерн "Бабаевский". Спроектировал его в модном в те годы стиле модерн, прототипом же для здания послужил известный парижский особняк г-жи Жильбер, ставший образцом для многих строений того времени. Храм Ильи Пророка в селе Изварино под Москвой (1904)  в неорусском стиле из красного кирпича. Окончил ИМТУ в 1878 г. в звании механик-строитель. 

Шнейдер Андрей Николаевич Окончил ИМТУ в 1906 г. инженер-механик.  

Шниолис Виктор Викторович  Окончил ИМТУ в 1906 г. инженер-механик.  Инженер при службе тяги Северная жел. дор. Москва, Ярославский вокзал. 

Шниолис Михаил Викторович Окончил ИМТУ в 1911 г. инженер-технолог.  

Шойгам Ефим Савостьянович Окончил ИМТУ в 1889 г. инженер-механик.  Инженер при машиностроительном заводе Бр.Бромлей. Москва, Калужская. 

Шокин Александр Иванович (р.15 (28).10.1909, Москва - 1988). Советский государственный и партийный деятель. Основатель отечественной электронной промышленности  Герой Социалистического Труда (1975). В 1932 - 1938 работал в судостроительной промышленности (мастер, начальник цеха, ведущий инженер, начальник проектно-конструкторского бюро). В 1938 - 1943 главный инженер главных управлений наркоматов оборонной промышленности и судостроительной промышленности. В 1949 - 1953 заместитель министра промышленности средств связи СССР. В 1954 - 1955 заместитель министра, в 1955 - 1957 первый заместитель министра радиотехнической промышленности СССР. В 1958 - 1961 первый заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике. В 1961 - 1963 председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по электронной технике - министр СССР. С 1963 председатель Государственного комитета по электронной технике СССР - министр СССР. С 1965 министр электронной промышленности СССР.  Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов. Лауреат Сталинской (1952) и Ленинской премий (1953). Награжден 6 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Окончил МММИ им. Н. Э. Баумана  в 1934 г.

Шольц Мордхай Иосекович Окончил ИМТУ в 1911. инженер-механик.

Шомло Янош (Венгрия). Д.т.н., профессор Будапештского университета технологии и экономики, руководитель Российско-венгерской подготовки магистров по робототехнике и мехатронике. Председатель полробототехники и мехатроники Будапештского технического университета. Окончил  кафедру "Специальная робототехника и мехатроника" в 1960 г.

Шорин Валентин Иванович Окончил МВТУ в 1925 г. инженерно-строительный факультет, по специальности "местный транспорт".

Шорин Сергей Николаевич Окончил МВТУ в 1929 г. механический факультет, по специальности "теплотехника". 

Шорников Анатолий Алексеевич Окончил МВТУ в 1928 г. инженерно-строительный факультет, по специальности "отопление и вентиляция". 

Шорыгин Иван Полиевктович Окончил ИМТУ в 1899 г. инженер-технолог. Инженер при Михневской фабрике Горкинской Мануфактуры на ст."Малаховка", Московско-Казанская жел. дор. 

Шорыгин Павел Полиевктович (16(28).04.1881, с. Горки Ковровского у. Владимирской губ. - 29.04.1939, Москва).  Химик-органик. Член-корреспондент по Отделению математических и естественных наук с 29.03.1932 г. Академик по Отделению математических и естественных наук (химия) с 29.01.1939 г. В 1910 - 1918 инженер на текстильной фабрике в Москве. Профессор Московского ветеринарного и Лесотехнического институтов (1919 - 1925), Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева (1925—39). Научный руководитель Московского НИИ искусственного волокна (1931—39). ). Председатель Технического совета при Комитете искусственного волокна. Организовал кафедру технологии искусственного волокна для которой был построен специальный корпус. С 1925 г.  профессор Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева. Окончил ИМТУ в 1903 г.

Шостак Родион Яковлевич (1902-1981), Доцент,  кандидат физико-математических наук, работал на кафедре «Высшая математика» с 1938 по 1971 годы. Был заместителем заведующего кафедрой. Автор ряда научных работ различной тематики: «О сравнительной точности формул механических квадратур Ньютона-Котеса с четным и нечетным числом ординат», «О формулах механических квадратур с кратными узлами», «Интегрирование линейных дифференциально-разностных уравнений методом разложения операторов в бесконечные ряды», «О главной части остаточного члена формулы Тейлора», «О производных с произвольным указателем порядка дифференцирования от аналитических функций комплексного переменного». В своей работе «Алексей Васильевич Летников» Р.Я.Шостак изложил подробную биографию выдающегося ученого, а также провел исследование научного наследия А.В.Летникова. Обширно учебно – методическое наследие Р.Я.Шостака. Он принял участие в создании задачника по математическому анализу, учебника по высшей математике, пособий по операционному исчислению, теории рядов, теории функций комплексной переменной.Кроме МВТУ им. Н.Э.Баумана работал консультантом по математике в Ленинской библиотеке, а также в Московском статистическом управлении.

Шостакович Владимир Борисович  (р.19.03.1905). Окончил МВТУ в 1929 г. инженер-электрик. 

Шохат Сергей Абрамович Окончил МВТУ в 1929 г. механический факультет, по специальности "теплотехника".

Шпейер Владимир Константинович Окончил ИМТУ в 1892 г. удостоен звания инженер-механик. Москва, Плющиха, дом Братолюбивого общества

Шпейер Григорий Константинович Окончил ИМТУ в 1886 г. инженер-механик. Заведующий котельной и мостовым отделом Коломенского машиностроительного завода, ст."Голутвин".   Московско-Казанская жел. дор. 

Шпейер Михаил Константинович Окончил ИМТУ в 1892 г. удостоен звания инженер-механик. Главный инженер дорожного отдела Московского губернского Земства. Москва. 

Шперер Владимир Карлович Окончил ИМТУ в 1879 г. инженер-технолог.

Шпилев Дмитрий Иванович Окончил ИМТУ в 1895 г. инженер-механик. Инженер службы пути на ст."Раменское". Моск.-Каз. жел. дор. 

Шпильрейн Ян Николаевич  (14(26).06.1887, Ростов-на-Дону – 21.01.1938, Коммунарка, Моск. обл.). Специалист в области электротехники. Член-корреспондент по Отделению математических и естественных наук (электротехника) с 1.02.1933 г.. На момент ареста – профессор МВТУ и МЭИ, декан электротехнического факультета МВТУ. Арестован 10 сентября 1937. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке "Московская обл." от 3.01. 1938 на 41 чел., №40, по представлению начальника 8-го отдела ГУГБ НКВД В.Е.Цесарского. Подписи: "за" Жданов, Молотов, Каганович, Ворошилов. Приговорен ВКВС СССР 21.01.1938 по обвинению в участии в "Демократической партии". Расстрелян и похоронен на "Коммунарке" (Моск. обл.) 21.01.1938 г. Исключен из состава АН СССР 29.04.1938 г. постановлением № 5 Общего собрания. Реабилитирован 4.02.1956 г. В АН восстановлен Общим собранием 5.03.1957 г.

Шполянский Арон Моисеевич  Окончил ИМТУ в 1910 г. инженер-механик. 

Шприц Израил Хаимович Окончил ИМТУ в 1909 г. инженер-механик. 

Шрайбер Лев Яковлевич  Окончил ИМТУ в 1907 г. инженер-механик. 

Штаерман Мойше-Тейвель Янкелевич Окончил ИМТУ в 1809 г. инженер-механик. 

Штейнберг Абрам Андреевич  Окончил ИМТУ в 1887 г. инженер-технолог. 

Штейн Илья Яковлевич  Окончил ИМТУ в 1885 г. инженер-технолог. 

Штенгель Константин Антонович Окончил ИМТУ в 1900 г. инженер-механик. 

Штернберг Георгий Павлович  Окончил МВТУ в 1929 г. инженер-электрик. Дипломный проект "гидроэлектрическая станция на реке Гизельдон для г. Владикавказа и его района".

Штернберг Роберт (Арвид) Карлович  Окончил ИМТУ в  1897 г. Инспектор страхового общества Северный ллойд, Москва. 

Штефко Александр Карлович  Окончил ИМТУ в 1906 г. инженер-механик. 

Штокман Ипполит Сигизмундович  Окончил ИМТУ в 1911 г. инженер-технолог. 

Штокман Самуил Александрович Окончил МВТУ в 1929 г. инженерно-строительный факультет, отделение инженерных сооружений.

Штранг Рафаиль Моисеевич  Окончил ИМТУ в 1910 г. инженер-механик. 

Штрем Оскар Фрицевич  Окончил МВТУ в 1929 г. механический факультет, по специальности "теплотехника". инженер-механик. 

Штубераух Клаус (Германия). Окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана  факультет "МТ" в 1958 г

Штуцер Андрей Иванович Окончил ИМТУ в 1891 г. инженер-механик. Директор Романово-Борисоглебской льняной Мануфактуры. Романов-Борисоглебск, Ярославская губ. Москва, Большой Левшинский пер., 13, 7.  

Штуцер Владимир Иванович  Окончил ИМТУ в 1882 г. инженер-механик. Управляющий латунно-медно-прокатного завода Товарищества Кольчугина на ст."Келерово" c 1887 по 1907 год, Северная жел. дор. За период своего пребывания модернизировал производство, построил семь новых заводов (цехов), сделав завод ведущим в стране. При В.И. Штуцере были построены первые улицы поселка, открыта железная дорога, почта, телеграф, телефон, больница, школа, проведен водопровод, открыт Народный дом (театр - чайная).

 

Штуцер Владимир Иванович Окончил ИМТУ в 1907 г. инженер-механик.  Романов-Борисоглебск, Ярославская губ., фабрика льняной Мануфактуры. 

Шубин Иван Фёдорович Учился в ИМТУ 1865-1878 гг. удостоен звания механик-строитель. 

Шубников Александр Семёнович  Окончил ИМТУ в 1909 г. инженер-механик. 

Шувалова Людмила Сергеевна (р.19.03.1935 Москва). Доцент кафедры «Механика машин и механизмов» МАТИ им.К.Э.Циолковского. Работала на почтовом ящике №651. С 1962 г. на преподавательской работе в МАТИ им.К.Э.Циолковского на кафедре «Детали машин и теория механизмов и машин». Окончила МВТУ им. Н.Э.Баумана в 1959 году.

Шулевич Оттон Павлович  Окончил ИМТУ в 1884 г. инженер-механик. Занимается торговлей. Вилькомир, Ковенская губ.  

Шулейкин Василий Владимирович (р.1(13).01.1895 Москва – 25.04.1979  Москва). Гидроэнергетик, геофизик. Член-корреспондент по разряду физических наук Отделения физико-математических наук с 31.01.1929 г. Академик по Отделению физико-математических наук (физика моря) с 30.11.1946 гПреподаватель ИМТУ с 1918 (профессор в 1923 - 1929); одновременно работал в Институте физики и биофизики (1920 - 1931). Один из организаторов Гидрометеорологического института (1923). Организатор и директор Черноморской гидрофизической станции в Кацивели (1929 - 1941) и Морской гидрофизической лаборатории АН СССР (с 1942). В 1942 - 1945 в Гидрографической службе Военно-Морского Флота, в 1945 - 1947 в Военно-морской академии им. А. Н. Крылова. С 1943 заведующий организованной им кафедрой физики моря МГУ. В 1947 - 1950 начальник Главного управления гидрометеослужбы СМ СССР. С 1948 работает в организованном им Морском гидрофизическом институте АН УССР (в 1948 - 1957 директор). Основные труды по теории взаимодействия Мирового океана, атмосферы и материков, теории ветровых волн, морских течений, тропических ураганов.  Один из основоположников советской школы физики моря. Автор классической монографии "Физика моря". Лауреат Сталинской премии (1942). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 другими орденами, а также медалями. Окончил ИМТУ в 1916 г. 
Шулейкин Михаил Васильевич  (2.11.1884  Москва - 17.07.1939 Москва). Один из крупнейших советских ученых в области радиотехники. Основатель радиотехнической научной школы. Профессор. Член-корреспондент по Отделению математических и естественных наук с 1.02.1933 г. Академик по Отделению технических наук (радиотехника) с 28.01.1939 г. С 1913 по 1918 гг. работал на радиотелеграфном заводе Морского ведомства. С 1918 г. служил в Красной Армии (воинское звание - бригадный инженер). С 1918 по 1921 гг. руководил радиотехнической лабораторией военно-инженерного управления; с 1919 г. профессор МВТУ, где создал радиотехническое отделение; с 1921 г. профессор института народного хозяйства. В 1919-1929 гг. - председатель общества радиоинженеров, с 1938 г. руководитель комиссии радиосвязи АН СССР. Возглавлял строительство дуговой радиостанции в Сокольниках (1919).  Труды по теории антенн, приемных и передающих устройств, распространению радиоволн и др. Окончил Петербургский политехнический институт в 1908 г.

Шульгин Владислав Викторович  Доцент кафедры К-6. Участник Великой Отечественной войны. Воевал под г. Вязьма.

Шульгин Дмитрий Дмитриевич  Окончил ИМТУ в 1894 г. инженер-механик.

Шульц Г.К.  Российский спортсмен (самбо), 6-кратный чемпион России, чемпион Европы. Создатель и руководитель школы самбо МВТУ.

Шульц Леонид Сергеевич  Окончил ИМТУ в 1906 г. инженер-механик. Инженер при таможне в Ревеле. 

Шумель Сергей Сергеевич Окончил МВТУ в 1929 г. инженерно-строительный факультет, по специальности "гидротехника". 

Шумилин Алексей Александрович  Окончил ИМТУ в 1877 г. инженер-механик. 

Шумилин Федор Герасимович (р.1904). Окончил МВТУ в 1929 г.  инженерно-строительный факультет, по специальности "городские хозяйственные сооружения". инженер-строитель. 

Шумилов Игорь Михайлович  (17.06.1927 Чернигов - 05.08.2002). Специалист в области проектирования летательных аппаратов и динамики. К.т.н. Профессор. Являлся сыном легендарного генерал-полковника М.И. Шумилова, начальника 24 армии, разгромившей немецкие войска под Сталинградом во время Великой Отечественной Войны. И.М. Шумилов добровольно ушел на фронт после окончания 9 классов средней школы. В составе 2-го Украинского фронта он окончил войну в Будапеште. Работал на предприятии п/я 80 (ныне НПО Машиностроения) ведущим конструктором крылатой ракеты П-5, принимал участие в создании ракеты-носителя "Протон", баллистической ракеты УР-100. С 1960 г. работал заместителем заведующего кафедрой "Аэрокосмические системы", а с 1984 по 1992 гг. являлся заведующим этой кафедрой. Лауреат Ленинской премии. Герой Социалистического Труда. Медаль " За взятие Будапешта", " За победу над Германией". Имя внесено в книгу Почета МВТУ им. Н.Э.Баумана в 1984 г. Окончил МВТУ им.Н.Э.Баумана в 1953 г. по специальности "Ракетостроение".

Шумилов Игорь Серафимович (р.1938). Ученый в области гидромашиностроения, авиационных электрогидравлических систем управления. Д.т.н., профессор. Действительный член Международной академии наук и искусств. Действительный член Международной энергетической АН (АСМАН)..С 1961 г. работал в АНТК им. Туполева, а с 1991 г. заведует кафедрой "Гидромеханики, гидромашин и гидропневмоавтоматики". Председатель УМК по специальности 121100, председатель Технического комитета ТК-419 Госстандарта РФ. . Заслуженный изобретатель РФ (автор 50 изобретений, внедренных на самолетах марки "ТУ"). Имеет правительственные награды. Окончил  МВТУ им. Н.Э.Баумана в 1961 г.

Шумилов Николай Павлович Окончил МВТУ в 1929 г. механический факультет, по специальности "технология металлов". 

Шумов Михаил Николаевич Окончил ИМТУ в 1912 г. инженер-механик.

Шумова Ирина Семеновна Окончила МВТУ в 1929 г. химический факультет. 

Шумпих Иосиф Иосифович Окончил ИМТУ в 1911 г. инженер-механик. Москва, Гороховский пер., дом Юрьева, кв. 7. 

Шумский Д.В. Профессор отделения инженерных сооружений, инженерно-строительный факультет. 

Шумский-Шауман Николай Адамович Окончил ИМТУ в 1881 г. инженер-механик.

Шур Абель Абрамович (р.1.01.1899). Окончил МВТУ в 1933 г. инженер-механик по пищевому машиностроению.

Шур Илья Платонович  Окончил ИМТУ в 1894 г. инженер-механик. Владелец цинко-литейного завода (бывш. "Георга Поль"). Москва, Петербургское шоссе, дом Юрасова. 

 Шурлапов Серафим Федорович (1906-1941). Ассистент  в 1926 г. поступил на электротехнический факультет МВТУ на правах вольнослушателя. Учебу совмещал с работой на Казанской железной дороге, на текстильной фабрике, а также проводил электропроводку в домах. Еще в период учебы давал уроки математики на дому (среди его учеников был сын М.И.Калинина). После окончания учебы (в 1930 г.) решил продолжить преподавание математики и поступил на должность ассистента кафедры «Высшая математика» МММИ, только что образованного после разделения МВТУ. Серафим Федорович зарекомендовал себя прекрасным преподавателем и методистом. Он принял участие в создании трехтомного задачника по высшей математике. Для занятий по аналитический геометрии С.Ф, Шурлапов изготовил эллипсограф. Прекрасно стрелял, был Ворошиловским стрелком, участвовал в различных соревнованиях и вел стрелковую секцию в МММИ.Ушел добровольцем на фронт, воевал в составе Бауманской дивизии народного ополчения. Погиб в боях под Вязьмой.

Шустов Александр Николаевич Окончил ИМТУ в 1888 г. инженер-технолог. Лаборант лаборатории технологии питательных веществ ИМТУ; преподаватель технологии и товароведения  Александровского коммерческого училища. Москва. 

Шустов Алексей Михайлович Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, факультет "Приборостроение", специальность "Оптические приборы" в 1959 году.

Шустов Павел Алексеевич Окончил ИМТУ в 1906 г. инженер-механик. Инженер при Шостенском пороховом заводе. Шостка, Черниговская губ. 

Шусторович М. Лейбович  Окончил МВТУ в 1929 г. химический факультет. 

Шустров Сергей Матвеевич Окончил ИМТУ в 1912 г. инженер-технолог.

Шутко Кирилл Иванович (1884 - 1941). Большевик, профессиональный революционер. Учился в ИМТУ с 1901 года. В партию вступил в 1902 году. Участник статечных боёв в Москве и Орехово-Зуеве. После Великой Октябрьской социалистической революции участвует в создании советского аппарата на фронте искусства, где с его именем связано создание советского кинематографа. 

Шутков Алексей Алексеевич Окончил ИМТУ в 1895 г. инженер-механик. Преподаватель Технологического института в Томске. 

Шутов Алексей Михайлович Окончил ИМТУ в 1880 г. инженер-технолог. Податной инспектор Рыбинского уезда, Ярославск. губ. Рыбинск. 

Шухгальтер Абрам Аронович  Окончил ИМТУ в 1885 г. инженер-механик. Инженер при конторе Тагиева (по продаже нефти) в Киеве. 

Шухгальтер Л.Я.  Заведующий кафедрой "Экономика и организация производства" с 1929 г. по 1933 г.  

Шухов Владимир Григорьевич  (14.08.1853 Грайворон  Курской губ. ныне Белгородская обл. - 02.02.1939 Москва).   Российский инженер, изобретатель, ученый. Замечательный конструктор конца XIX — начала XX столетия. Специалист в области техники нефтяной промышленности, теплотехники, строительной механики. Один из основоположников современных строительных конструкций. "Человек-фабрика" называли его при жизни, потому что всего лишь с несколькими помощниками он смог совершить столько, сколько по силам только десятку НИИ. Член-корреспондент по разряду технических наук (механика) Отделения физико-математических наук с 14.01.г. Почетный член с 31.01.1929 г. . Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища – резервуары для хранения нефтепродуктов, установку для термической переработки нефти (крекинга –процесс), паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, в том числе над перроном Киевского вокзала в Москве , гиперболоидные башни (в т.ч. высотой 148,3 в Москве), под его руководством было спроектировано и построено больше 500 мостов и т.д. В 1880 г. В.Г. Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки, позволявшей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом нефтепереработки. Молодой инженер произвел расчеты и руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских нефтепромыслов до Баку, создал первый в мире мазутопровод с подогревом. Для хранения нефти и нефтепродуктов Шухов предложил конструкцию цилиндрического резервуара с тонким днищем на песчаной подушке и со стенками ступенчатой толщины (современные резервуары строятся по тому же принципу). В 1891 г. В.Г. Шуховым была разработана и запатентована промышленная установка для перегонки нефти с разложением на фракции под воздействием высоких температур и давлений; установка впервые позволяла осуществить крекинг в жидкой фазе. Крекинг нефти — один из основных процессов современной химической технологии, при котором тяжелые фракции нефти, то есть такие нефтепродукты, как, например, мазут, подвергаясь в определенных условиях действию высокой температуры, расщепляются с выделением высококачественных бензинов. Помимо этого при крекинге выделяется значительное количество газообразных продуктов, служащих в настоящее время ценнейшим сырьем как для органического синтеза вообще, так и для синтеза компонентов высокооктанового топлива в частности. В последующие годы Шухов внес остроумные и эффективные усовершенствования в конструкцию насосов для перекачки нефти и откачки жидкостей из глубоких скважин — эрлифт. Нефть брали из фонтанирующих скважин, а когда фонтан иссякал, черпали уже желонками. Но раз фонтан выбрасывается силой сжатых подземных газов, то их можно заменить сжатым воздухом, который нагнетается по опущенной в скважину трубе, подхватывает нефть из глубин и гонит ее вверх. Этот способ лег в основу принципиально новой технологии добычи нефти. Шухов запроектировал и построил нефтеналивные суда, систему Московского водоснабжения (1887-1890 гг.), изобрел новый водотрубный котел в горизонтальном и вертикальном исполнении (знаменитые паровые котлы Шухова). В 1896 г. было начато их серийное производство. Обширна география распространения в России изобретений замечательного инженера. Паровые котлы его системы и резервуары различного назначения нашли применение от Баку до Архангельска, от Петербурга до Владивостока. В. Г. Шухов — создатель нефтеналивного флота в России, он руководил проектированием и постройкой первого российского танкера. По его проектам создавались точные чертежи в Москве. Сборка .огромных стальных клепаных барж длиной от 50 до 130 м (что по тем временам было чудом техники) осуществлялась в Саратове и Царицыне. До 1917 г. было построено 82 баржи. В результате исследований В.Г. Шухова и его коллег (Е.К. Кнорре и К.Э. Лембке) была создана универсальная методика расчета водопроводов. Фирма Бари — «контора по эксплуатации изобретений Шухова» — после опробования проекта при реконструкции системы водоснабжения в Москве осуществила строительство водопроводов в Тамбове, Харькове, Воронеже и других городах России. В 1895 г. Шухов подал заявку на сетчатые покрытия (сетки из полосовой и уголковой стали с ромбовидными ячейками). По этому принципу Шухов разработал сетчатую конструкцию башни гиперболоидного типа и широко использовал такое решение в водонапорных башнях, опорах линий электропередач, мачтах военных кораблей. Наибольшую высоту среди гиперболоидных имела башня маяка в г. Херсоне (68 м).Развитие сети железных дорог потребовало постройки множества водонапорных башен. В их оборудование входил и паровой поршневой насос. Специально для него Шухов разработал оригинальную транспортабельную конструкцию котла самоварного типа. По проектам В.Г. Шухова в нашей стране и за рубежом сооружено около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве, символ советского телевидения 40-60-х годов. Шаболовский радиоцентр был сооружен в 1919-1922 гг. Долгое время башня оставалась самым высоким сооружением в России. Дальность приема передач Шаболовской радиостанции составила около 2000 км.В 1892 г. Шухов построил свои первые железнодорожные мосты. В последующем он спроектировал несколько типов мостов (с пролетами от 25 до 100 м). На основе этих типовых решений под его руководством было построено 417 мостов на различных железнодорожных линиях (через Оку, Волгу, Енисей и другие реки). Немногие знают, что он спроектировал вращающуюся сцену МХАТа. По проекту В. Г. Шухова и под его руководством было осуществлено сохранение архитектурного памятника XV века — минарета знаменитого медресе в Самарканде. Башня сильно накренилась после землетрясения, существовала угроза падения. В 1932 г. был объявлен конкурс проектов спасения башни, и Шухов стал не только победителем конкурса, но и руководителем работ по выправлению минарета с помощью своеобразного коромысла. Всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. Более четырех гектаров площади зданий и павильонов было покрыто и застроено конструкциями В. Г. Шухова, превращавшими каждый павильон в новое достижение российской науки и техники. В общей сложности Шухов запроектировал восемь выставочных павильонов площадью около 27 000 м2. Четыре павильона были с висячими перекрытиями, столько же перекрыты сетчатыми оболочками пролетом 32 м. Конструкции инженера опередили свое время как минимум на 50 лет. Висячая кровля элеватора в Олбани (США) появилась только в 1932 г., а покрытие в форме опрокинутого усеченного конуса во Французском павильоне в Загребе (Югославия) — в 1937г. Главной достопримечательностью Нижегородской выставки стала водонапорная башня В.Г. Шухова (высотой 32 м). В течение 15 лет шуховские башни появились более чем в 30 городах России, а в годы первых пятилеток было построено около 40 башен в России, Закавказье и Средней Азии. Эти башни при всей своей надежности и функциональной практичности были очень красивыми.  Шухов, впервые в мире рассчитав и создав висячие и арочные сетчатые пространственные покрытия, положил начало новому направлению в строительном искусстве. Дебаркадеры Киевского (Брянского) и Казанского вокзалов в Москве, светопрозрачные перекрытия ГУМа, Музея изящных искусств, Петровского пассажа, Главпочтамта, стеклянный купол Метрополя — все эти и многие другие сооружения (ни одна крупная стройка в городе не обходилась без участия известного инженера) и сегодня поражают красотой, изяществом, и настолько современны, будто созданы только что. А ведь возраст некоторых из них перевалил за сто лет! Весом вклад Шухова и в военную технику. Одним из первых военных заказов в начале Первой мировой стало проектирование и сооружение ботопортов — больших судов, предназначенных служить воротами доков, где производился ремонт поврежденных кораблей. Конструкция оказалась удачной. Следующим заказом стало конструирование плавучих мин. И эту задачу удалось быстро решить: непреодолимой преградой для неприятельских кораблей сделались минные поля из мин системы Шухова. И шуховские боны для швартовки подводных лодок получили самую высокую оценку военных моряков. Особенно успешной разработкой Шухова оказались платформы для осадных орудий. На такие платформы орудия устанавливались для меткой и дальней стрельбы. Прежние конструкции были тяжелыми — в каждую платформу впрягали 32 лошади. Кроме того, много времени и сил уходило на приведение системы в боевое положение, и кругового обстрела те платформы не обеспечивали. Шуховские платформы не имели этих недостатков: они давали возможность перейти из походного в боевое положение всего за 20-30 минут. Для них не было непоражаемых точек пространства. И перевозились они одной запряжкой из четырех лошадей: круглые платформы соединялись осью. Получалась огромная двуколка. На нее грузили все остальные части сразу двух установок. В 1914-1916 гг. промышленность ставит на поток серии плавающих мин, платформ, мощных ворот для закрытия сухих доков конструкции Шухова. О том, с какой тщательностью это делалось, говорит пример с минами, а их Шухов создал более сорока типов. А кроме того — приспособление для обезвреживания оторвавшейся мины, два типа минных якорей. Графическая часть заказа составила более полутысячи чертежей разного формата. Многие крупные стройки первых пятилеток связаны с именем В. Г. Шухова: Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод "Динамо", восстановление разрушенных в гражданскую войну объектов и первые магистральные трубопроводы и многое другое. В 1928 г. Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 — ее почетным членом. Отношение В.Г. Шухова к новой власти и к тому, что происходило в стране после 1917 г., было неоднозначным. Но, оставаясь истинным патриотом, он отверг множество лестных предложений уехать в Европу, в США. Все права на свои изобретения и все гонорары он передал государству. Приходится только изумляться, как, несмотря на свой возраст, трудился Шухов в последние десятилетия своей жизни. Только за восемь лет (1926-1934 гг.) он подал такое же количество заявок на авторские свидетельства, сколько их пришлось на 22 года до революции 1917г. Премия им.В.И.Ленина (1929).  Почетный член Политехнического общества (1903). Занимался устройством Московского водопровода из Рублевского гидроузла. В Москве по его проектам построено ГУМ, ЦУМ, Петровский пассаж, дебаркадер Киевского вокзала, радиотелебашня на Шаболовке(1922). 2.12.2008 г. в Москве на Сретенском бульваре открыт памятник. Окончил с отличием и золотой медалью ИМТУ в 1876 г.

Шушелев Михаил Антонович Окончил ИМТУ в 1876 г. ученый мастер.